В самом начале своих рассуждений попробую выдвинуть следующую, возможно, не совсем справедливую мысль. Экономика во всех её проявлениях складывается из результатов трудовой деятельности человека. То есть экономика, по сути, существует лишь благодаря тому, что кто-то что-то делает, трудится, работает. На самом деле так и есть, но зачастую, как раз этой-то и работы нет, нет рабочего места для человека, который желает и в силах трудиться, принося при этом пользу и внося свой небольшой, но все-таки вклад в рост конкретной экономики. Безработица – коварное явление в макроэкономике, которое способно на пути к стабильной финансово-денежной обстановке свести на нет все успехи и достижения экономической политики. В один ряд с безработицей ставят и проблему занятости населения, связь между двумя этими явлениями настолько велика и очевидна, что рассматривать их влияние на состояние экономики по отдельности просто не представляется возможным. Более острый, даже симптоматический характер анализируемой мною проблемы ощущается среди молодых представителей общества.
«Молодые женщины и мужчины – это одно из величайших достояний в мире. Они привносят в экономическую жизнь свою энергию, талант и творческое начало и закладывают основы для дальнейшего развития» [4]. Но, к сожалению, реалии мира таковы, что порой тот потенциал и внутренняя сила, скрытые в закромах молодежи, так и не успевают раскрыться, проявиться через труд и работу. Молодые люди, вероятно, больше всего подвержены риску оказаться ненужным на рынке труда; к примеру, окончив обучение в университете, дипломированный специалист начинает заниматься поиском работы, на этом этапе потенциальный труженик может столкнуться с тремя равновозможными ситуациями. Первая, благоприятная, есть вакантное достойное рабочее место, и недавний студент занимает это место. Вторая, тоже неплохая, работа имеется, но это не то, чего хотел и что хорошо умеет делать соискатель, в результате молодой человек работает, но с неполной отдачей своего реального потенциала. И третья, плачевная ситуация, вакансий нет. Хотя эти ситуации, как я писал выше, равновероятны, все же последняя случается в наши дни все чаще и чаще. Молодежная безработица, а также ситуации, которые вынуждают молодых людей бросать поиски работы («потеря надежд на трудоустройство») либо трудиться в плохих условиях («неполная занятость»), неблагоприятным образом отражаются на экономике, обществе, жизни отдельных людей и их семей. Отсутствие достойной работы, если с этим приходится сталкиваться в самом начале трудовой деятельности, зачастую надолго лишает человека перспектив хорошего трудоустройства и нередко приводит к формированию неподобающих моделей трудового поведения на всю оставшуюся жизнь.
Попробуем разобраться в том, каковы же основные причины безработицы среди молодежи:
1) рост общей численности безработных – разумеется, не только молодые слои социума ощущают на себе бремя безработного, на фоне постепенно расширяющейся робототехнологизации производства и на фоне циклических спадов уровня спроса количество рабочих мест сокращается, следовательно, все большее количество людей, даже матерых и опытных, получает статус «без работы»;
2) отсутствие у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем, их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства. В свете рыночной экономики не имеющий стажа молодняк попросту неконкурентноспособен по отношению к «ветеранам» профессии;
3) рост числа безработных среди молодежи связан также с несоответствием их профессиональной подготовки требованиям конкретного рынка труда и недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью. Ситуацию осложняет практическое отсутствие взаимосвязи между рынком образовательных услуг и, так называемым, рынком вакансий. Оценивая обстановку в России, отмечу, что «одним из просчетов проводимых в нашей стране реформ стал отказ большинства работодателей от заботы о сохранении и развитии трудовых ресурсов, от инвестирования деятельности сегодняшних средних специальных профессиональных образовательных учреждений, а также ослабление государственного контроля над этим процессом» [1];
4) переориентация ценностей молодежью. Невостребованность молодых людей на рынке труда связана и с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своим взглядом и всегда высоко оплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине банального несоответствия спроса и предложения рабочей силы. Сейчас мало кто из молодых людей стремится, если так можно выразиться, «работать лопатой», им подавай работу в офисе, они хотят «работать ручкой». Что ж, это их право и желание, но такого рынок офисного планктона, к сожалению молодежи, значительно перенасыщен;
5) ну и напоследок не совсем явная причина. В связи с тем, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание (особенно во времена кризисов и спадов), а не на развитие и расширение производства, молодежь просто на просто остается в стороне от внимания работодателей.
1) рост общей численности безработных – разумеется, не только молодые слои социума ощущают на себе бремя безработного, на фоне постепенно расширяющейся робототехнологизации производства и на фоне циклических спадов уровня спроса количество рабочих мест сокращается, следовательно, все большее количество людей, даже матерых и опытных, получает статус «без работы»;
2) отсутствие у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем, их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства. В свете рыночной экономики не имеющий стажа молодняк попросту неконкурентноспособен по отношению к «ветеранам» профессии;
3) рост числа безработных среди молодежи связан также с несоответствием их профессиональной подготовки требованиям конкретного рынка труда и недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью. Ситуацию осложняет практическое отсутствие взаимосвязи между рынком образовательных услуг и, так называемым, рынком вакансий. Оценивая обстановку в России, отмечу, что «одним из просчетов проводимых в нашей стране реформ стал отказ большинства работодателей от заботы о сохранении и развитии трудовых ресурсов, от инвестирования деятельности сегодняшних средних специальных профессиональных образовательных учреждений, а также ослабление государственного контроля над этим процессом» [1];
4) переориентация ценностей молодежью. Невостребованность молодых людей на рынке труда связана и с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своим взглядом и всегда высоко оплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине банального несоответствия спроса и предложения рабочей силы. Сейчас мало кто из молодых людей стремится, если так можно выразиться, «работать лопатой», им подавай работу в офисе, они хотят «работать ручкой». Что ж, это их право и желание, но такого рынок офисного планктона, к сожалению молодежи, значительно перенасыщен;
5) ну и напоследок не совсем явная причина. В связи с тем, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание (особенно во времена кризисов и спадов), а не на развитие и расширение производства, молодежь просто на просто остается в стороне от внимания работодателей.
Выявив причины безработицы среди молодежи, вкратце разберемся с возможными последствиями данного явления. 1) Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери. 2) При длительной безработице работник теряет квалификацию. 3) Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. 4) Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами.
Стандарты анализа какой-либо проблемы требуют приведения возможных мер по смягчению влияния этой проблемы или по устранению таковой. По правде говоря, меры противодействия проблемам молодежной безработицы истекают сами собой из причин, по которым безработица наступает. Наиболее эффективными путями решения проблемы мне кажутся: 1) грамотно выстроенная профориентационная работа ; 2) постепенное внедрение и усовершенствование системы стажировок; 3) проведение ярмарок профессий или как их чаще называют ярмарок вакансий; 4) налаживание более тесных и продуктивных связей между государством – ВУЗом – работодателем.
Общий спад производства в стране, фактический диктат работодателей при найме и увольнении работников, более ранний выход молодежи на рынок труда из-за обнищания многих семей, ужесточение требований со стороны нанимателей к рабочей силе при сокращении расходов на ее подготовку привели к тому, что молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляет сегодня наиболее многочисленную группу безработных. Остается надеяться, что в ближайшем будущем ситуация измениться и молодые рабочие умы станут флагманом отечественной да и мировой экономики.
Автор - Салимов Ришат
Использовались следующие информационные источники:
1. Багаев В. Занятость молодежи – задача государственная // Человек и труд. – 2003 г. – №12.
2. Брусянина М.С. Особенности молодежной безработицы в России : диссертация кандидата экономических наук. – Томск, 2010 г. – 221 с.
3. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости сельской молодежи // Социс: Социологические исследования : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН . – 02/2004 . – N2 .
4. Мировые тенденции в сфере молодежной занятости : Публикация Международного бюро труда, Международная организация труда. – Женева. – 2006 г.
2. Брусянина М.С. Особенности молодежной безработицы в России : диссертация кандидата экономических наук. – Томск, 2010 г. – 221 с.
3. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости сельской молодежи // Социс: Социологические исследования : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН . – 02/2004 . – N2 .
4. Мировые тенденции в сфере молодежной занятости : Публикация Международного бюро труда, Международная организация труда. – Женева. – 2006 г.
Хочу не работу, но лень )))
ОтветитьУдалить