} -->

Гуманистические идеи в поучении В. Мономаха.

  Поучение Владимира Мономаха – одно из самых древних писаний в истории русского государства. В самом названии прослеживается идея гуманизма – поучение, от слова учить, в некоторой степени, наставлять на путь истины, на путь праведный. Не зря в некоторых источниках труд Мономаха называют завещанием и даже проповедью, ведь мысли его и его рассуждения, отраженные в этом письме, преподносятся его детям, его братьям, всему роду человеческому как некий дар, как некий безвозмездный подарок, который кто-то может и не примет, а кто-то, и хочется в это верить, что таких будет множество, эти нравоучения великого киевского князя не просто примет, а, как пишет сам князь Владимир «примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
  Гуманистические идеи. Прежде чем писать об этих идеях, нужно ясно себе представлять, что же такое гуманизм. Гуманизм – это мировоззрение, которое утверждает ценность человека, как формирующейся личности, а в чем же ценность человека? В его праве на свободу, в счастье, в способности развиваться и думать, в способности делать что-то полезное и правильное. Легко догадаться, что все гуманистические идеи, если их не рассматривать по отдельности, объединяются одной, самой главной идеей, если хотите, целью, идеей добра. Ознакомившись с «поучением», сразу же становиться очевидным, что идея добра пронизывает весь труд этого замечательного и доброго человека, каким был Владимир Мономах.
  Писание начинается с цитат из Псалтыря, Мономах, ссылаясь на библейскую книгу, приводит, возможно, самые значительные и важные слова, с которыми должен по жизни ступать человек. «Уповай на бога, верь в него», «не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие», «уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков...». Здесь прослеживается проблема всего человечества, всех поколений, проблема выбора, дилемма, выбор между хорошим и плохим, между правильным и неверным, между добром и злом. Лишь когда человек, веруя в Господа Бога и не теряя свою бренную голову, делает выбор в пользу благодетели и отказывается от злых помыслов, лишь тогда он становится воистину праведным и достойным милости божией. Польза, вот что человек своими деяниями должен привносить в свою жизнь и не только в свою, польза для близкого своего, для любого нуждающегося в помощи, для смиренных, для кротких и даже для согрешивших, но покаявшихся в своих грехах.
  Врагами князь Владимир называет лукавых и беззаконных, грешных и кроваво мстящих. Враги эти, бога невидящие, бога презирающие, пытаются искоренить добро, попирают всеми проявлениями добродетели праведного человека. Враги эти праведного человека уничтожают, а то и на свою темную безбожию сторону переправляют, и тогда праведный человек страшным грешником становится, веру в бога теряет, а то и веру в самого себя. Но есть все-таки добрые люди, которые борются с врагами, и добрых этих очень много, и есть у этих добрых средство, которое помогает врагов дьявольских искоренить и избавить землю от иродов этих. Читаем об этом средстве в «поучении». «Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться». Мономах сердечно убеждает каждого из будущих читателей своей проповеди в том, что ничего тяжелого в сотворении добра нет. Нет ничего невыполнимого и в том, чтобы исполнять всего лишь три вещи, которые грешного человека праведным делают – покаяние, слезы и милостыня.
  Практически в каждой строчке «поучения» есть Бог, божественной силе приписывает Мономах все творения и создания на земле человеческой, человек богом самим сотворен, а значит и богом все деяния людские творятся. А ежели человек супротив воли божией поступать не по добру будет, то проклят будет тот человек. И здесь можно говорить о своеобразной духовной гуманистической идее, идее всеобъемлющей и спасительной веры в господа бога. Лишь верующие во всевышнего постигнут всю чистоту, свободу и радость жизни. Лишь верующие во всевышнего отыщут путь к добру и смогут лицезреть добро и пользу, исходящие от таких же верующих и молящихся. «И кто не восхвалит тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!» - пишет князь Владимир.
  Идею перевоплощения, идею изменения, идею превращения грешника в человека праведного можно найти в таких словах праведника - «Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется». И ведь, действительно, на длинном, с препятствиями жизненном пути каждый человек может оступиться с праведного курса, пусть и по своей воле, а может даже и по воле другого, по воле врага своего и по воле, что самое страшное, друга своего. Оступился не значит умер, оступился не значит исчез, всегда человеку тем же богом дается шанс, и не один к тому же. Человек меняет облик и маску грешника и дьявольского отщепенца на лицо сына божьего лишь тогда, когда молится, кланяется до земли, лишь тогда, когда добро испускает сердце его и в душе его мрак светом меняется. Бог, он на то и сила величайшая, животворящая, чтобы зло обращать в добро, людям согрешившим помочь встать на путь правды и благодетели. «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою» - подтверждает наши суждения Мономах.
  Праведник, князь Владимир далее в своем «поучении» кратко описывает свои походы, войны, встречи со зверьем лесным и другие жизненные ситуации, в которых он, возможно, и погиб бы, если бы не спасительная вера в бога. Бог спасает и сохраняет под своим крылом Мономаха, половцы, войны с братьями, кровопролитная борьба – во всех деяниях и событиях верующий человек не будет один, с ним рядом всегда будет господь бог – вершитель судеб человеческих. К месту ещё одна цитата из «поучения», которая и содержит в себе как раз главную гуманистическую идею, идею добра. «Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повеление». Этим и закончим наши рассуждения.

Автор - Салимов Ришат

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О блоге

Начинающие писатели и журналисты рассуждают о том, что их окружает. Статьи, рассказы, стихи современников.

Статус дня

Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!
Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове?