Анализ педагогической концепции К.Д. Ушинского. Прочитав книгу Ушинского о человеке, как предмете воспитания (ссылка на книгу), и оценив после этого современную ситуацию в сфере педагогики, становится ясным, что его педагогическая концепция сейчас в полной мере не реализуется, однако некоторые идею программы Ушинского все-таки осуществляются.
В первую очередь хотелось бы отметить, что в нашей нынешней системе образования нет общих педагогов-специалистов с отличными знаниями в области медицины, логики и психологии. Конечно, есть отдельные, многочисленные педагогические факультеты, но их функция заключается лишь в переподготовке и повышении квалификации уже самих педагогов Например, в Пермском государственном национально исследовательском университете есть факультет, который занимается переподготовкой педагогов старшего поколения, на этом факультете обучали учителей края преподаванию нового предмета в школе - истории религии. Однако же по теории Ушинского так называемого «особого» факультета в данный момент ни в России, ни за рубежом нет. Для того, чтобы такой факультет появился, для того, чтобы его открыть необходимо, прежде всего, профессорам, доцентам и рядовым преподавателям сочетать в одном лице специалиста-врача, психолога, философа и ещё многих других специалистов. По моему мнению, такая ситуация крайне маловероятна, «особый» факультет просто-напросто физически не возможно открыть.
Константин Дмитриевич пишет, что «педагогика - это искусство, а не наука. Но современные реалии таковы, что учителя все чаще и чаще смотрят на педагогику как на науку, ведь у нее есть цель, предмет и объект, как и любая наука, педагогика имеют свою методологию. А что же тогда делает педагогику искусством? Умение творчески подходить к преподаванию и воспитанию – вот это уже искусство в педагогике, искусство каждого учителя.
В воспитании поколения главную, первостепенную роль Ушинский отводит генетике и природе человека, а семье, школе и ВУЗу - лишь второстепенную. Цель педагогики ученный видит в воспитании характера… «Важнее и полезнее всех было бы открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» - размышляет Ушинский. Но, как можно увидеть на примерах современных школ, гимназий и колледжей, воспитанием детей в учебных заведениях не занимаются – учеников и студентов просто учат. Современный учитель - это своего рода менеджер - требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) вкупе с развитием компьютерных технологии требуют от педагога только одного: научить детей самостоятельно искать информацию и обрабатывать ее. Дидаскал теперь не источник знаний, а лишь проводник в мир знаний. А как было раньше? Нас воспитывали в пионерских лагерях, у нас были настоящие, реальные друзья, а не виртуальные, мы читали книги, а не сидели часами за компьютером в социальных сетях. Наши родители, дедушки и бабушки постоянно сетуют на то, что в худшую сторону поменялись приоритеты и ценности у современной молодежи; и они ведь правы. В школах и лагерях по-настоящему воспитывали, да пусть даже и при помощи коммунистической идеологии, но все же воспитывали. Теперь же в России XXI века функции школы ограничиваются только пресловутым обучением; учить и ничего более.
Заметим следующее, часть идей Ушинского действительно реализуется уже сегодня. В своем труде он обращает внимание на то, что игры детей – это показатель их будущего. Ребенок, из раза в раз занимая позиции лидера в игре, в дальнейшем, встав уже взрослым, вероятнее всего станет управляющим, займет руководящую должность на работе. Уже в играх можно предположить, кем будет в дальнейшем воспитанник. Летом в детских садах дети играют в песочнице, делают различные фигурки, тем самым они проявляют и испытывают свое воображение, они увлеченно конструируют все новые и новые фигуры, фантазируют, их мир – это некая сказка, которую они создают сами. В этой связи ученый пишет, что нельзя пугать детей домовыми, призраками и волками из сказок, ведь все это может оставить нестираемый след на психике ребенка в дальнейшем. «В первые семь или восемь лет нашей жизни память усваивает столько, сколько не усваивает во всю нашу остальную жизнь.». Эти мысли Ушинского нашли свое отражение в современной педагогике, они активно используются ФГОСах второго поколения. Изучение иностранных языков начинается уже с младших классов, первоклассников и второклассников обучают все новым, а главное, полезным дисциплинам, и детям это нравится, у них появляется живой интерес к обучению в начальных школах, память, как никогда, именно в этот небольшой период развития замечательно функционирует у всех учащихся.
О чем ещё пишет Константин Дмитриевич? Он пишет, что в наибольшей степени способность к обучению проявляется у людей в возрасте от семи до пятнадцати лет, этот период он так и называет - учебным. Кстати, чтению ученый уделяет особое внимание, он считает его очень важным в период отрочества. В процессе чтения у человека развивается, в том числе, зрительная память, вот почему те, кто читает много книг, начинает грамотно писать, хоть и при этом, не зная абсолютно всех правил орфографии, пунктуации и др. Современные интерактивные доски, компьютеры, планшеты реализует еще один принцип Ушинского: развитие четырех видов памяти: слуховой, зрительной, механической и «голосовой». Учитель наглядно показывает на схеме, допустим, анатомию органов человека, наряду со схематическим показом он проговаривает устно материал, дает пояснения, жестикулирует; в свою очередь дети наблюдают, записывают, внимательно слушают, тем самым развивая зрительную, механическую, слуховую память; а если еще и будут проговаривать, повторять за учителем, то с помощью голоса будут запоминать еще лучше.
О чем ещё пишет Константин Дмитриевич? Он пишет, что в наибольшей степени способность к обучению проявляется у людей в возрасте от семи до пятнадцати лет, этот период он так и называет - учебным. Кстати, чтению ученый уделяет особое внимание, он считает его очень важным в период отрочества. В процессе чтения у человека развивается, в том числе, зрительная память, вот почему те, кто читает много книг, начинает грамотно писать, хоть и при этом, не зная абсолютно всех правил орфографии, пунктуации и др. Современные интерактивные доски, компьютеры, планшеты реализует еще один принцип Ушинского: развитие четырех видов памяти: слуховой, зрительной, механической и «голосовой». Учитель наглядно показывает на схеме, допустим, анатомию органов человека, наряду со схематическим показом он проговаривает устно материал, дает пояснения, жестикулирует; в свою очередь дети наблюдают, записывают, внимательно слушают, тем самым развивая зрительную, механическую, слуховую память; а если еще и будут проговаривать, повторять за учителем, то с помощью голоса будут запоминать еще лучше.
Урок по Ушинскому должен строиться следующим образом: он должен быть интересен, и в то же время неинтересен. В этом антагонизме и заключается принцип, придерживаясь которому учениками урок усвоится хорошо. Если ученик разбирается в предложенной теме урока, он постепенно теряет к этой теме интерес, но стоит только учителю преподнести ему нечто новое, увлекательное, то ученик вновь проявит интерес и внимание и сконцентрируется на предмете. Например, всем знакома эволюционная теория Дарвина, эта тема уже достаточно перемолота в умах разумных людей, тема уже скучна сама по себе, но можно заинтриговать учеников, сделать тему живой, выдвинув классу и предложив сами придумать несколько аргументов несостоятельности данной теории (в качестве примера, есть много переходных типов от животных к животному и далее, но нет переходного типа к человеку).
Именно в школе, в основном, формируется мировоззрение человека. Поступая далее в институт, каждый человек замечает, что предметы преподаются несколько иначе, акцент обучения направляется, прежде всего, на развитие мыслительных способностей, способностей рассуждать. Темы преподаются так, что требуется непосредственное участие студента, темы обязывают студента думать, философски мыслить. К примеру, на уроке истории в университетах есть лекции под названием: «Монгольское иго - миф или реальность?». Вот студенты и размышляют: миф ли это или же иго было на самом деле.
Ещё один важный момент, политика государства наперекор всей системе педагогики делает из человека, думающего и всесторонне развивающегося, человека, который лишь потребляет массовую культуру. Ушинский пишет, что нужно внутренне развиваться, воспитывать такой характер, чтобы противостоять всем трудностям жизни, а не гнаться за внешними атрибутами: роскошь, слава, богатство. Быть разными, а не как все, думать, слушать, читать много и разное, а не смотреть телевизор и сидеть в интернете и делать то, что они навязывают. В угоду себе правительство, в первую очередь, Министерство образования принимает решение печатать учебные книги и пособия, содержание которых подвергается сомнению у многих ученых. К примеру, новый учебник по истории России, где будут вычеркнуты все факты и вся информация о репрессиях Сталина, об отрицательных явлениях коммунизма. Откуда же в таком случае взяться творческой составляющей учителя истории, его авторскому подходу, его мнению, откуда взяться искусству педагогике?
Подводя итог всему вышенаписанному, я затрудняюсь дать однозначный ответ на вопрос – реализуется ли сегодня программа антропологического обоснования педагогики К.Д. Ушинского!? Одна из главнейших целей программы, создание особого педагогического факультета с медицинским уклоном и психологии, не реализована, однако, следует заметить, что многие аспекты его теории обучения мы можем наблюдать в школах и ВУЗах XXI века: введение в младших классах дополнительных предметов, преподавание уроков для развития всех видов памяти, развитие философского мышления в университетах.
Именно в школе, в основном, формируется мировоззрение человека. Поступая далее в институт, каждый человек замечает, что предметы преподаются несколько иначе, акцент обучения направляется, прежде всего, на развитие мыслительных способностей, способностей рассуждать. Темы преподаются так, что требуется непосредственное участие студента, темы обязывают студента думать, философски мыслить. К примеру, на уроке истории в университетах есть лекции под названием: «Монгольское иго - миф или реальность?». Вот студенты и размышляют: миф ли это или же иго было на самом деле.
Ещё один важный момент, политика государства наперекор всей системе педагогики делает из человека, думающего и всесторонне развивающегося, человека, который лишь потребляет массовую культуру. Ушинский пишет, что нужно внутренне развиваться, воспитывать такой характер, чтобы противостоять всем трудностям жизни, а не гнаться за внешними атрибутами: роскошь, слава, богатство. Быть разными, а не как все, думать, слушать, читать много и разное, а не смотреть телевизор и сидеть в интернете и делать то, что они навязывают. В угоду себе правительство, в первую очередь, Министерство образования принимает решение печатать учебные книги и пособия, содержание которых подвергается сомнению у многих ученых. К примеру, новый учебник по истории России, где будут вычеркнуты все факты и вся информация о репрессиях Сталина, об отрицательных явлениях коммунизма. Откуда же в таком случае взяться творческой составляющей учителя истории, его авторскому подходу, его мнению, откуда взяться искусству педагогике?
Подводя итог всему вышенаписанному, я затрудняюсь дать однозначный ответ на вопрос – реализуется ли сегодня программа антропологического обоснования педагогики К.Д. Ушинского!? Одна из главнейших целей программы, создание особого педагогического факультета с медицинским уклоном и психологии, не реализована, однако, следует заметить, что многие аспекты его теории обучения мы можем наблюдать в школах и ВУЗах XXI века: введение в младших классах дополнительных предметов, преподавание уроков для развития всех видов памяти, развитие философского мышления в университетах.
Автор - Салимов Рамиль, 26 лет
Комментариев нет:
Отправить комментарий