Представьте на секундочку городской базар в самый разгар дня – крики,
вопли, столпотворения; теперь попробуйте представить большую фондовую биржу,
где соревнуются так называемые «быки» и «медведи», влияя на котировки различных
акций – опять крики, шумный гомон, взмахи рук. Ну и напоследок испытайте свое
воображение, представьте - школа, школьный урок, какая же там обстановка?
Тишина? Спокойное, размеренное течение времени? Дисциплина?
Вроде бы должно быть так, но – нет; школа в своем образцово-показательном виде уже давно перестала существовать. Смена политического строя, смена приоритетов, перераспределение духовных ценностей, социальная дифференциация – это лишь некоторые факторы современной действительности, влияние которых существенным образом сказалось на некогда непоколебимом институте образования, каковым является школа, причем влияние это привело к изменениям негативного характера.
Сейчас школа все чаще ассоциируется с тем, что происходит на вышеупомянутых базарах и фондовых биржах. Оглядываясь на несколько десятилетий назад, можно впасть в смятение- неужели за 20-30 лет учитель перестал быть для учеников своего рода идеалом, а сами ученики превратились из ребят, стремящихся к знаниям, в ребят, безучастных в собственном развитии и невидящих в учебе ничего полезного и стоящего. Вспомните времена, вспомните самих себя в те времена, когда вы учились, ведь совсем ещё недавно в учебных кабинетах на любом уроке главными действующими лицами были умиротворённая тишина класса и пронзительный, в то же время, спокойный, приятный голос учителя. И в младших и в старших классах мальчики и девочки, юноши и девушки смирно сидели за партами, писали, слушали то, что так усердно объяснял и говорил учитель, слушали с трепетом, с некоторым азартом, вникали в каждое слово, потому что это было для них интересно, это было для них ново, они по-настоящему УЧИЛИСЬ. Ученики смотрели на учителя как на волшебника, на человека, знающего обо всем и обо всех, учитель был для них не просто преподавателем, он был их другом, помощником, и, несомненно, героем, на которого они равнялись, и на которого хотел быть похожим, наверное, каждый школьник. Октябрьские звездочки, пионерские отряды, комсомольские организации, ленинские комнаты в школах – это было правильное воспитание детей, патриотическое, нравственное воспитание, которое так необходимо сейчас, ученики любили свою страну, старательно и без колебаний читали, учились, трудились во благо и Родине и, прежде всего, самим себе, своему будущему.
Вроде бы должно быть так, но – нет; школа в своем образцово-показательном виде уже давно перестала существовать. Смена политического строя, смена приоритетов, перераспределение духовных ценностей, социальная дифференциация – это лишь некоторые факторы современной действительности, влияние которых существенным образом сказалось на некогда непоколебимом институте образования, каковым является школа, причем влияние это привело к изменениям негативного характера.
Сейчас школа все чаще ассоциируется с тем, что происходит на вышеупомянутых базарах и фондовых биржах. Оглядываясь на несколько десятилетий назад, можно впасть в смятение- неужели за 20-30 лет учитель перестал быть для учеников своего рода идеалом, а сами ученики превратились из ребят, стремящихся к знаниям, в ребят, безучастных в собственном развитии и невидящих в учебе ничего полезного и стоящего. Вспомните времена, вспомните самих себя в те времена, когда вы учились, ведь совсем ещё недавно в учебных кабинетах на любом уроке главными действующими лицами были умиротворённая тишина класса и пронзительный, в то же время, спокойный, приятный голос учителя. И в младших и в старших классах мальчики и девочки, юноши и девушки смирно сидели за партами, писали, слушали то, что так усердно объяснял и говорил учитель, слушали с трепетом, с некоторым азартом, вникали в каждое слово, потому что это было для них интересно, это было для них ново, они по-настоящему УЧИЛИСЬ. Ученики смотрели на учителя как на волшебника, на человека, знающего обо всем и обо всех, учитель был для них не просто преподавателем, он был их другом, помощником, и, несомненно, героем, на которого они равнялись, и на которого хотел быть похожим, наверное, каждый школьник. Октябрьские звездочки, пионерские отряды, комсомольские организации, ленинские комнаты в школах – это было правильное воспитание детей, патриотическое, нравственное воспитание, которое так необходимо сейчас, ученики любили свою страну, старательно и без колебаний читали, учились, трудились во благо и Родине и, прежде всего, самим себе, своему будущему.
![]() | |
| Урок в советской школе. (Фото: взято из www.img-fotki.yandex.ru) |
Несомненно, политическая составляющая играет не последнюю роль в изменениях, происходящих с образованием, в общем, и со школой, в частности, однако это слишком обширный и объемный вопрос, требующий отдельного рассмотрения; здесь нужно заострить внимание лишь на том, что государство каким-то непостижимым образом умудрилось разрушить практически идеальную школу образца 60-80 годов, советскую школу, которую не понаслышке называют «лучшей» школой в мире. Сейчас поход в школу, само обучение в школе приравнивается к какой-то формальности – хаос на уроках, отсутствие авторитета у учителя, наплевательское отношение учеников к учебе – о каком образовании и уж тем более воспитании может идти речь в такой ситуации? Может ребенку вообще не нужно идти в школу - жизнь всему научит? Именно так рассуждал известный немецкий журналист и писатель Габриель Лауб, он говорил - «мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе». В некоторой степени он конечно и прав, но чтобы усваивать уроки, которые человеку преподносит учительница-жизнь, необходимо иметь хоть какие-то навыки по обращению с жизнью, иметь первичные, основополагающие знания, которые без школы получить нельзя. В этом случае высказывание Лауба практически полностью теряет смысл, и на ум приходят слова другого писателя, но уже из Франции, Анри Барбюса, который сказал – «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Каждая вещь, каждое событие и явление в мире имеет свойство меняться, время беспристрастно вносит свои коррективы в жизнь, но качество изменений, их характер определяет, прежде всего, человек, и так уж получилось, что негативные изменения, произошедшие со школьной системой, являются следствием неправильных человеческих решений и действий, остается надеяться, что в скором времени разум человека возобладает над всем остальным, и последующие решения и действия приведут только лишь к положительным переменам, в том числе к переменам в школе.
| Автор статьи: Салимов Ришат |
Статьи
Рассказы
Цитаты
Стихи
Клипы
Фото




Комментариев нет:
Отправить комментарий